[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Дорога в небо » Путь » Система Санкхья (Восточная философия)
Система Санкхья
ТюлькаДата: Четверг, 11.03.2010, 18:29 | Сообщение # 1
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
По материалам книги Рамачарака "Религии и тайные учения Востока"

.................................................СИСТЕМА САНКХЬЯ

Основание этой философской системы обыкновенно принято приписывать Капиле, жившему за 700 лет до Христа, но санскритские ученые обнаружили основные части его учения в более древних сочинениях.

Основная идея системы:

Во вселенной существуют два активных начала и от их взаимодействия происходит вся деятельность вселенной, включая жизнь. Сочетание и взаимодействие этих двух начал проявляется в бесчисленных формах, комбинациях в бесконечном разнообразии.
Пракрити, или первичная субстанция, или энергия, из которой развиваются все материальные формы и энергии;
Пуруша, или духовное начало, которое "одушевляет" пракрити, ищет в ней воплощения и, таким образом, порождает разнообразные формы, от атомов до человека. Пуруша не образует Единую Мировую Душу, но составляется из бесчисленных духовных атомов, монад, или индивидуальных душ. Эти единицы в общем образуют некоторое Единство, которое и может быть рассматриваемо как некое универсальное Начало.

Три главных воззрения на действительную природу пуруши и пракрити.

1. Первое воззрение ошибочно, т.к. считает, что теории Капилы атеистичны и в сущности материалистичны, так как игнорируют существование Высшей Силы, Брахмана, или Того, и постулируют некую изначальную двойственность, одна половина которой материя. Что существуют два вечные начала, первое из которых – материя, а второе – дух, разделенный на бесчисленные атомы и так как и пуруша и пракрита вечны, бесконечны и бессмертны и существуют сами по себе, то и не требуется никакой Высшей Силы в качестве основы вселенной.
Это неверно. В учениях Капилы нет ничего, что отрицало бы или осуждало существование Того. Они умалчивают о Нем, подобно тому, как поступает и буддизм. И Капила и Будда принимали многовековую доктрину о Том, которую никакая индийская философия не подвергала сомнению. Капила не касается этого предмета, а спокойно приступает к изложению своей системы, объясняющей явления во вселенной.

Второе воззрение наполовину справедливо на половину ошибочно. Оно настаивает, что пуруша и пракрити являются "аспектами" Того или Брахмана и что эти аспекты вечны и постоянны и не могут быть подобны эманациям. Это постоянные, "природные" аспекты Того, которые всегда были и будут присущи Ему как в периоды космической деятельности, так и недеятельности, чередующейся с циклами активного проявления.
Ошибочность этого мнения в признавании вечного и реального существования этих двух начал, чем приписывается Тому двойственность вместо Единства. Хотя это мнение много ближе к истине, чем первое, – тем не менее оно содержит роковую ошибку.

Третье воззрение вернее всего выражает идею самого Капилы. Согласно ему пуруша и пракрити представляют собою лишь "эманации", или "видимости" Того, или Брахмана, и, обладая в одинаковой степени субстанцией и реальностью, оба конечны и обречены на исчезновение со временем, т.е. они будут поглощены своим общим Источником. Это должно произойти в конце великого циклического периода деятельности, когда начнется великий период "космического покоя", за которым последует опять период деятельности, и так далее. Пуруша и пракрити представляются, таким образом, лишь первичными формами двух великих начал феноменальной деятельности, духом и телом, которые проявляются во всех феноменальных вещах, начиная с атома до человека и выше человека. Они являются проявлениями, или эманациями, или даже "мыслеформами" в уме Единого.

 
Капитан_СлепоДата: Четверг, 11.03.2010, 23:56 | Сообщение # 2
***
Группа: Администраторы
Сообщений: 1680
Репутация: 14
Статус: Offline
Какая полезная тема. Молодец!

Quote (tyulka)
что отрицало бы или осуждало существование Того

Ого! сильно сказано! smile

Quote (tyulka)
Ошибочность этого мнения в признавании вечного и реального существования этих двух начал, чем приписывается Тому двойственность вместо Единства.

Так что - пуруша и пракрити таки нереальны?

Quote (tyulka)
Пуруша и пракрита представляются, таким образом, лишь первичными формами двух великих начал феноменальной деятельности

Разве пуруша - это начало феноменальной деятельности? Я думал - это начало созерцательного покоя, как в той ведической истории про двух птиц, сидящих на одной ветке. Одна из них ест(пракрити), а другая не ест, а только глядит за первой(пуруша), и обе довольны. smile

Давай, tyulka, отдувайся за Капилу!

 
ТюлькаДата: Пятница, 12.03.2010, 11:59 | Сообщение # 3
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
ИМХО:

Quote (Капитан_Слепо)
Так что - пуруша и пракрити таки нереальны?

с философской точки зрения и согласно третьему воззрению нереальны т.к. конечны, являются эманацией Того. Но с точки зрения "Сновидения истинны, пока они продолжаются" - реальны. Опять же, вечность приравнивается к сотне веков Брамы, соответствующей периоду в 311 040 000 000 000 лет, называемому "махакальпа" т.е. вроде как имеет свою конечность. Будем разбираться.

Капитан_Слепо, теорию Капилы я пока только начала расскрывать, так что не спеши задавать вопросы, может быть они сами собой рассосутся по ходу изложения. tongue

Quote (Капитан_Слепо)
Давай, tyulka, отдувайся за Капилу!

давай сначала с моей помощью Рамачарака отдуваться будет, а после обсудим
 
СтранникДата: Суббота, 13.03.2010, 01:48 | Сообщение # 4
адепт йоги
Группа: завсегдатай
Сообщений: 547
Репутация: 13
Статус: Offline
Энергия и сознание, инь и ян , проявленное и непроявленное.. –как ещё можно описать вселенную? Это основные силы как ни крути. Без сознания- ничто не имеет смысла, без энергии –никто не увидит этот смысл)) но по сути –одно целое, и только людям надо раскладывать так по полочкам –а богам и медитаторам-просто напрямую постигать невыразимое.

Хорошо что в уме Единого –заключены все эти мыслеформы проявленного и непроявленного, потому мы и вечны,в какой бы сжатой потенции не хранились..

В этом смысле «йога Васиштха» -идеальный трактат по объяснению всех этих тонкопричинных явлений


медитирую на темы - http://yogatman.tk
 
Капитан_СлепоДата: Четверг, 01.04.2010, 00:42 | Сообщение # 5
***
Группа: Администраторы
Сообщений: 1680
Репутация: 14
Статус: Offline
Quote (tyulka)
давай сначала с моей помощью Рамачарака отдуваться будет, а после обсудим

Долго отдувается этот Рамачарака! Где продолжение философского детектива? Ждёмс с нетерпениемс!
 
ТюлькаДата: Четверг, 01.04.2010, 11:04 | Сообщение # 6
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
Пристыдил
Да всё руки не доходят и голова перегружена другими заботами. Надеюсь, что скоро продолжу.
 
СтранникДата: Вторник, 25.05.2010, 01:47 | Сообщение # 7
адепт йоги
Группа: завсегдатай
Сообщений: 547
Репутация: 13
Статус: Offline
за всем не угонишься..
как говаривал Свами -
"зайдите в книжный магазин "Путь к себе" -там столько знаний,что и за всю жизнь не перечитать. поэтому надо выбрать чтото одно и реализовать это наконец-то на практике"


медитирую на темы - http://yogatman.tk
 
ТюлькаДата: Вторник, 25.05.2010, 21:48 | Сообщение # 8
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
да я собственно за всем и не гоняюсь. Изучаю то, что считаю полезным и важным для себя.

Quote
поэтому надо выбрать чтото одно и реализовать это наконец-то на практике"

моё что-то одно это моя жизнь, которую я реализую на практике. smile
 
ТюлькаДата: Четверг, 27.05.2010, 11:29 | Сообщение # 9
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
Итак, на чем я остановилась? На третьем воззрении и вечности. (повторю, что использую материал из книги Рамачараки)

Чаще всего термин "Вечность" употребляется в смысле "длительности без начала и конца" – условия бесконечности и времени. Но с точки зрения индийских философов это свойство Того и вне Того слово теряет свое значение и не может быть употребляемо.
Однако, его используют во второстепенном значении к предметам, существование которых длится в течение целого периода космической деятельности, распространяющегося на огромное протяжение времени.
Период этот заканчивается, когда все окончательно исчезает в Том и цикл деятельности прекращается;
за ним следует цикл недеятельности, когда все проявления, эманации, феномены и идеи поглощаются Тем, который пребывает один, пока не начнется следующий период космической деятельности.
Как я уже отметила выше, Вечность приравнивается к сотне веков Брамы, соответствующей периоду в 311 040 000 000 000 лет, называемому "махакальпа".
Таким образом, отношение к пуруше и пракрита как к "вечным" не противоречит идее об их природе и их недолговечности по сравнению с Тем.
Отсюда следует, что третье воззрение на внутренние учения системы санкхья самое верное потому как не противоречит общему направлению индийской мысли.

...............................................................................Пуруша

В своем первоначальном состоянии пуруша, будучи свободен от всяких желаний и привязанностей, не обладал вовсе ни качествами, ни атрибутами и не проявлял никаких действий и склонностей, как мы понимаем эти слова в нашей материальной жизни.

Пуруша это не один великий всемирный дух, или мировое духовное начало, а бесчисленное множество индивидуальных духов, или духовных атомов, тяготеющих друг к другу, в силу взаимного притяжения и сродства, тем не менее свободных, независимых и индивидуальных.
Капила показывает, что если бы пуруша был только один, разделенный на бесчисленные крошечные части, то последние были бы совершенно одинаковы по своей природе и не проявляли бы никакого разнообразии. Тем не менее природа свидетельствует о постоянном и бесконечном разнообразии.

В философии Капилы нет мирового Пуруши, Ишвары, Личного Бога.

Пуруша
есть чистый дух, или субстанциональный, трансцендентальный интеллект (независимый от манаса или ума), он выше всяких атрибутов и качеств (не обладает никакими), не испытывает ни радостей, ни страданий, никаких эмоций и ощущений, какие испытывает душа в силу своего воплощения в пракрита, которая развивает ум, органы чувств и т. п.
Пока дух свободен и не запутался в пракрити, он пребывает в состоянии блаженства, мира и покоя, углубленный в абсолютную медитацию, которая заключается в "ничего не знании".

Когда пуруша вовлекается в материальное существование путем соединения с пракрити, он своим духовным светом озаряет физический организм и становится способен вступить в бытие опыта, т.е. начать личную жизнь в физическом мире.

Пуруша действует на пракрити как магнит на куски стали, намагничивая их и сообщая им силу, которой раньше они не обладали, но сам он не обладает никаким хотением или волей, и потому не способен проявлять себя только посредством разных форм и фаз пракрити.

Душа это то, что производит вовлечение пуруши в вещество пракрити, т.е. это тот же пуруша, поставленный в определенные условия для проявления ума, снабженный орудиями и организованный.

Душа подчиняется законам "сансары" (цикл существования), которая приносит душе страдания. Поэтому усилия заточенного в теле пуруши направлены к тому, чтобы освободиться от тела и вернуться опять в свое состояние блаженства.

Цель учения:
Дать заключенному, страдающему пуруше, средства к освобождению, чтобы он мог уйти за пределы сансары, повторных рождений, кармы, опыта и чтобы он вернулся к своему естественному состоянию бессознательной свободы и блаженства, где нет изменения и страдания, к состоянию, некоторым символом которого может служить "сон без сновидений".

Пуруша путем смерти не спасается от объятий пракрити. Смерть сплетает для него более тонкую оболочку, в которой он и пребывает, пока повторное рождение не втянет его вновь в водоворот жизни.
Материальное существование чуждо духу, потому последний не бывает продолжительно удовлетворен в материальной жизни и всегда желает чего-то другого, в сравнении с тем, что имеет. Чем больше он получает, тем больше он желает – обладание уничтожает желание и порождает желание других вещей.

Санкхья утверждает, что пуруши первоначально существовали чисто духовно, не подвергаясь очарованиям пракрити и не испытывая желания жить материальной жизнью. Но, соблазнившись чарами пракрити, они погрузились в нее и запутались в многообразных сетях материальной жизни. Растерявшись в своей новой странной обстановке, пуруши потеряли первоначальную свободу и ясность познавания, обольстились майей, или иллюзией материи.
Наконец, придя к сознанию своего прежнего состояния жизни и сравнив его с настоящим своим положением, пуруши начинают процесс высвобождения и путем длинного ряда перевоплощений, медленно, но верно передвигаются с низшей на высшую ступень к прежнему состоянию блаженства.

 
ТюлькаДата: Четверг, 27.05.2010, 11:50 | Сообщение # 10
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
......................................................................Пракрити

В своем первоначальном состоянии пракрити была тонким, разреженным, эфирным, рассеянным нечто, не обладающим никакими качествами, доступными для восприятия посредством чувств; она не могла ни возбуждать чувств, ни реагировать на них.

Каждый атом материи есть пракрити, одушевленная индивидуальным пурушей, проявляющим деятельность и жизнь. Вследствие взаимодействия пуруш в пракрити, создались все формы и разновидности жизни, а также все разнообразие материи.

Установленная современной западной наукой совокупность феноменов материального мира, включая материю и энергию, вполне соответствует идее санкхья. Таким образом, Капила проповедовал эволюцию органических и неорганических тел за 2500 лет до времен Дарвина и Герберта Спенсера и за несколько столетий до Гераклита, великого греческого эволюциониста.

Пракрити выражена не в качестве некоторой грубой материи, а наоборот, идея пракрити может быть выражена словом "Природа", как некая тонкая эфирная субстанция, приближающаяся скорее к природе энергии, чем материи, – субстанция более тонкая и разреженная, чем мировой эфир современной западной науки.

Пракрити есть космическая первичная энергия или субстанция, из которой развилась вселенная и в которую она опять растворится после бесчисленных циклов перемен. Пракрити не слагалась из неделимых атомов, но была сплошной, безатомной средой, так как атомы были лишь центрами влияния и деятельности, вызванными воплощением пуруш.

Манас (Ум) состоит из умственной субстанции, возникшей вследствие действия пуруши на пракрити.
Пракрити способна действовать в силу присущей ей собственной энергии только автоматично, чувство и мысль возможны для нее лишь в силу побуждения и внушения со стороны пуруш.

Иллюстрация отношения между пурушей и пракрита:
Пуруша как хромой человек, который обладает хорошим зрением и иными чувствами, а пракрита - человек, лишенный способностей видеть, слышать и т. п., но обладающим доброю парою ног.
Согласно фабуле толкования, хромой (пуруша) садится на плечи слепого (пракрита) и совместно они двигаются быстро и искусно, между тем как порознь они вовсе не в состоянии двигаться.

Санкхья(как и современная наука материальной школы) считает, что манас имеет наполовину материальную природу. Но санкхья далеко не материалистична, так как не признает за пракрити способности понимать, чувствовать, приписывая все действию пуруши, или духа, который настолько выше разума, насколько пракрита ниже последнего. При этом идея Капилы делает материализм приемлемым , т.к. вносит новый элемент, объединяющий наблюдаемые факты чувствования в низких материальных формах, а следовательно, объясняет и самую эволюцию.

Капила учит, что пракрита, со времени своего соединения с пурушей постоянно изменялась и эволюционировала. От состояния гораздо более разреженного, чем какая-либо известная ныне науке форма эфира, она дошла до атомных сочетаний и молекулярных строений. Наконец, под влиянием пуруш, принуждавших ее проявиться в действии и в жизни, пракрита облеклась во грубые, далеко не эфирные формы. В ответ на развивающуюся восприимчивость ума, вызываемую прогрессом воплощавшихся пуруш, пракрита приняла формы и видимости, доступные чувствам зрения, слуха, обоняния...

 
ТюлькаДата: Четверг, 27.05.2010, 13:17 | Сообщение # 11
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
.................................................Научная философия системы санкхья
Всё же система санкхья более научная философия, чем религиозная. Она занимается преимущественно анализом и объяснением процесса, вследствие которого пракрити под влиянием пуруши развивается в феноменальную, или материальную, вселенную, вплоть до проявления жизни.

Материальные атомы.
Капила допускал существование материальных атомов, принимаемых в системе вайшешика, но он не соглашался, что эти материальные атомы – "вещи сами в себе", т.е. что они вечны, неделимы и неразрушимы. Он учил, что атомы представляют собою центры силы в великом начале пракрити, установившиеся благодаря присутствию пуруш.
Его учение относительно соединений атомов близко с теорией современной западной науки об ионах и электронах, которые, соединяясь в атомы, образуют известные материальные элементы, а последние, в свою очередь, соединяясь в молекулы, образуют другие ряды и виды материи. Он также проводил доктрину о любви и ненависти между атомами, которая объясняет взаимное притяжение и отталкивание между частицами, наблюдаемые повсюду в физической вселенной.

Материальная Эволюция.
Атомы или первичные одушевленные частицы, которые располагаясь согласно руководящей ими любви или ненависти, образовывали более сложные формы, из которых в свою очередь, развивались еще более сложные сочетания и т.д. Пока наконец, не получилась органическая материя, известные формы жизни и человек. Причем побуждения к эволюции продолжают существовать и теперь.
Капила считал дух активной причиной эволюции, поэтому чисто материальная эволюция системе санкхья не приемлема. Если бы пуруши не воплощались в пракрита и не побуждали ее к разумной деятельности, то не возникло бы никакой материальной эволюции.

Влияние санкхьи на философскую мысль.
Философия Капилы оказала заметное влияние на образ мыслей греческих философов, в свою очередь греческие философы весьма повлияли на современную научную мысль.
Платон полон положений и идей школы санкхья, которые он разработал, заимствовав их от Пифагора. Более чем за 600 лет до Р.X. все религиозные и философские идеи Пифагора были уже общеизвестны в Индии. Неоплатонизм и христианский гностицизм очень многим обязаны Индии. Капила повлиял на германскую мысль в лице Шопенгауэра и Гартмана, так что их произведения являются как бы воспроизведением философской системы Капилы в ее материалистической части.
Подобным же образом и в Индии влияние Капилы было велико. Это учение не только окрасило другие системы философии и заняло почетное место в метафизической части большинства индийских религиозных систем, но несомненно легло в основание многих из учений древней буддистской мысли.

 
ТюлькаДата: Четверг, 27.05.2010, 20:20 | Сообщение # 12
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
................................................................ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ИДЕИ САНКХЬЯ:

.................................................................................Три гуны

Ещё одна важная теория, выдвинутая Капилой о трех гунах, или качествах, свойственных пракрити.
Принималось, что эти три гуны, или качества, присущи пракрити, или Природе и что они обнаруживаются во всем, что возникает в процессах природы, или в проявлениях пракрити.
Считалось, что гуны присутствуют в пракрити в равных соотношениях, т.е. что они одинаково уравновешены в природе.
Но в проявлениях природы, или в формах пракрити, некоторые из гун могут преобладать в своем влиянии и в
вытекающем отсюда конфликте между ними лежит, главным образом, причина разнообразия проявлений, а равно постоянных перемен в природе. От воздействия на пурушу и пракрити трех гун(вместо трех гун иногда говорят о "пяти великих элементах") зависит все разнообразие и постоянное изменение форм и явлений в феноменальной вселенной.

1. Саттва гуна, известная также под именем благости, истины или гармонии. Считается чем-то невесомым, светлым и приятным;

2. Раджас гуна, известная также под именем страсти или деятельности. Принимается как нечто среднее между весомым и невесомым, как приятное и неприятное, или как свойство равновесия, влияющее на обе другие гуны и подлежащее их влиянию;

3. Тамас гуна, известная как невежество, равнодушие или инерция. Принимается как нечто весомое, темное и неприятное.

Эти определения соответствуют разным аспектам гун, как духовным, так и материальным.
Вследствие взаимодействия, сочетаний и соперничества между тремя гунами возникли физические и духовные феномены во Вселенной.

Саттва и тамас пассивны в некотором смысле, т.е. им недостает деятельности, движения и скорости. Промежуточное активное качество, раджас – это деятельная, движущая, побуждающая гуна, которая, в свою очередь, уравновешивается гармоническим, согласовательным влиянием саттва гуны и мертвой тяжестью и инерциею тамас гуны.

Тамас всегда препятствует, замедляет, мешает и тянет назад или старается делать это; в духовном же отношении она проявляется в невежестве, суеверии, лености и т. п. Преобладает в плотских процессах ума;

Раджас – это источник физической и умственной деятельности; она побуждает ум, воздух, стихии и силы природы к действию. Преобладает в страстной природе ума;

Саттва устанавливает гармонию, мудрость, истину, правильность действия, уравновешенную мысль, уничтожает инерцию и невежество и во всех отношениях представляет совершенную противоположность тамасу. Преобладает в высших, духовных аспектах ума.

Согласно "Бхагавадгите":
плод саттвы есть добро;
плод раджаса есть страдание, неудовлетворенность и беспокойство;
плод тамаса есть невежество, глупость и инертность.

От саттвы происходит мудрость;
от раджаса – жадность и беспокойство;
от тамаса – невежество, обман, глупость и леность.

Учения санкхья показывают, что влияние гун чувствуется во всякой плоскости и при всяких обстоятельствах, и в материальном, и в духовном отношениях, а равно оно проявляется во всякой форме феноменов. Любовь и ненависть атомов, скорбь и радость материи, блаженство и бедствие человеческой жизни, – все это рассматривается как проявления гун.

 
ТюлькаДата: Четверг, 27.05.2010, 20:44 | Сообщение # 13
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
...............................................Двадцать четыре начала, или таттвы

Двадцать четыре начала, или таттвы, которые происходят от пракрити под возбуждающим действием пуруши и совпадают с влиянием трех гун.
Эти таттвы, или начала, таковы:

Буддхитаттва, или начало детерминационного (определительного) сознания, которое проистекает от недифференцированной пракрити.

Из этого начала, в свою очередь, проистекают :
Начало ахамкара, или самосознание, под которым подразумевается способность различать "Я" и "Не-Я";

Из этого Начала проистекают следующие ТРИ КЛАССА ТАТТВ, а именно:
1. Пять танматр, или тонких элементов природы:
эфирный,
воздушный,
огненный,
водяной,
земной

Из этих тонких элементов проистекают пять грубых элементов природы:
акаша или эфир,
воздух,
огонь,
вода,
земля.

2. Психический организм, проявляющийся в пяти чувствах:
в зрении,
слухе,
обонянии,
вкусе,
осязании.

Сюда относятся также психические органы, контролирующие пять орудий действия:
органы речи,
руки,
ноги,
органы выделения,
органы деторождения.

3. Манас, или субстанция ума, или энергия, проявляющаяся в мыслительных процессах ума, включая сюда и воображение.

Следует отметить в идее санкхья о сотворении, что материя, т.е. и тонкие и грубые ее элементы, развилась из пракрити после развития детерминационного сознания и даже после развития начала самосознания.
Таким образом считается, что материи предшествует сознание в пракрити и что материя была, в некотором смысле, произведена сознанием, или интеллектом. Но это "сознание" очень отличается от "манаса", или ума индивидуума, который является "думающей машиной", развитой сознанием для выражения нужд материальной жизни, подобно тому, как были развиты органы чувств и органы действия. Идея санкхья о манасе, или об уме, очень близка к западной идее мозга в фазах его функциональных процессов.

"Душа" – это пуруша, облеченный в свои высшие начала, или таттвы, почему не следует смешивать душу с пурушей, который есть "дух".

Душе дан покров в виде эфирного тела или лингашарира, которая содержит в себе, или облекает:
буддхи,
ахамкару,
пять танматр,
десять психических орудий чувствования и действия,
манас.

Пуруша находится в центре души, в качестве духа, или атмана.
Это эфирное тело (лингашарира) облечено более грубым телом, состоящим из пяти грубых элементов.
Со смертью грубое тело погибает, а его эфирный двойник переживает в сансаре, подвергаясь воплощениям, переменяя физические тела и т. п.

 
ТюлькаДата: Четверг, 27.05.2010, 21:48 | Сообщение # 14
Худописица
Группа: Администраторы
Сообщений: 1123
Репутация: 17
Статус: Offline
..............................................................Создание материальной Вселенной

Согласно санкхья, процесс сотворения материальной вселенной с ее формами жизни и ее энергией открывается с началом дня Брамы:

Вследствие некоторого волнения в недрах пракрити, согласного с законом ее собственной природы и под влиянием накопившейся кармы прежних творений, привлекаются пуруши, подобно тому, как привлекаются пчелы "сахарной водой".
Попадая в текучую, недифференцированную пракрити и обольщенные тонкою привлекательностью ее обманчивых чар, пуруши устремляются к ней – коль скоро они пойманы наступают и результаты их соединения с пракрити.

1. Сначала появляется в субстанции пракрити "махат" - состояние универсального сознания, или "Великое", которое постепенно переходит в космическое детерминационное сознание со стороны всего Начала пракрити.

2. Затем следует развитие сознания обособленности, или самосознания, или эгоизма, называемого индусами ахамкарой, которое не есть сознательное осуществление каждым пурушей своей индивидуальности, но является ложным сознанием, которое сводится к понятию о себе как о личности, отличной от всего прочего, и которое именуется падением в авидью.

3. Этим обусловливается инволюция, постепенное погружение пуруш в пракрити глубже и глубже в призрачное существование, заставляющее пракрити принимать все более грубые формы материи, чтобы удовлетворить стремление обольщенных пуруш к материальной жизни и деятельности.

4. Когда инволюция достигает своего предела, тогда начинается стадия эволюции, как было сказано раньше, в течение которой пракрити побуждается к образованию все более высших форм, соответственно тому, как восходящие пуруши поднимаются по шкале в своем стремлении к блаженному состоянию.

Капила обращает внимание изучающего его философию на природу процесса, путем которого душа погружается в начало материи и запутывается в нем.
Капила игнорирует, хотя и не отрицает, существование Того – Абсолюта, Брахмана и Парабрахмы – и посвящает все свое внимание рассмотрению ответа на вопрос "как" в области созидательной деятельности, феноменальной жизни и бытия.

 
Форум » Дорога в небо » Путь » Система Санкхья (Восточная философия)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: